Хорватия, впечатления от страны с точки зрения водителя
Хорватия, впечатления от страны с точки зрения водителя
Относительно недавно мы с моей супругой Яной открыли летний сезон путешествий ознакомительным туром собственного изготовления. Недельный чартер с прилетом в Пулу (п-ов Истрия), аренда машины и насыщенный маршрут: Пула – Лабин – Риека – Цирквеница – Плитвицкие озера – о. Крк – о. Црес – о. Лошинь – Опатия – Пула – Ровинь – Лимский Канал – Поречь – Мотовун – Бузет – Хум – Празин – Пула. Итого сотни красивых пейзажей, уйма ярких впечатлений и 1500 км. пройденного пути за недельный отдых. Некоторые авто наблюдения ниже.
1. Мы любим морские страны и с удовольствием исколесили все северное побережье. Страна очень красивая, богата возвышенностями и островами, для любителей пейзажей и просторов самое оно.
2. Аренда машины не дешева, такси еще дороже: за 20 долларов можно проехать км 10 или что-то наподобие. Осмотрев предложения мы арендовали заранее в компании unilne.hr, партнерские машины europcar у него обходились в полтора раза дешевле. Итого колесили на Opel Astra (автомат), около 60 дол в день. Права обычные российские. Бензин 95 от 7.40 до 8.90 кун за литр, курс местной валюты 1 евро около 7.3 куны. Самый худший курс в аэропорту 7.08, самый лучший в городских обменниках 7.18 куны за евро.
3. Хорватские дороги. Откровенно говоря стандартная дорога тесновата, по одной полосе в каждую сторону, с небольшим запасом расходятся 2 машины, обочины не всегда предусмотрены. Две полосы с разделителем видели только на автобанах (платных). Полосы обгона не предусмотрены, часто образуются паровозики за каким-нибудь пожилым немецким кемпером.
4. Одно радует дороги есть везде и любая дорога в итоге оказывается проездной, даже в самых удаленных местах посреди черт знает какого леса проложена одна полоса, но хорошей асфальтированной дороги. Навигатор применяли, карты iGo хорошие, не слишком детализированы города, но знаков хватает, реально не плутали ни разу.
5. В природных местах полно грунтовок, особенно на островах, но все более-менее проездные. В Хорватии популярны поездки на велосипедах и мотоциклах, то тут, то там встречаются любители двухколесного вида транспорта. Много туристов, преобладают байкеры-немцы с сигарами.
6. Дороги в горах специфичны, вдоль моря полно возвышенностей по 400-800-1200 метров, красивые виды, только дороги не безопасны. Одна узкая полоса, разойтись с машиной будет проблема, кому-то придется пятится до ближайшего кармана, которые редки. В горах почему-то отсутствует страхующее ограждение и перспектива слететь с обрыва метров в 400 обостряет чувство габаритов машины. Брать пассажирами слабонервных, детей и беременных женщин не рекомендуется.
7. Между островами передвижение на очень комфортабельных паромах, стоит это не дешево (например, переправа Крк-Црес, 118 кун с седана + 18 кун с человека в один конец), но другой возможности посетить острова Кварнера нет. Паром идет медленно, около 20 км в час, поэтому стоит планировать свой маршрут с учетом поправки на скорость. Расписание и карты: www.jadrolinija.hr
8. Хорваты в среднем хорошие водители, грешат превышением скорости, бывает, нарушают разметку при обгонах, однако за все время аварий не видел. Сами дороги не слишком комфортабельны (за исключением автобанов), мало мест для отдыха, бывает, едешь вдоль трассы с красивыми видами и прижаться негде, карманы и автостоянки редки.
Дополнения:
Скоростные режимы комфортабельные, в городах максимум 50 км. час, между городами 80-90, есть какие-то загадочные зоны между городами с режимом 110, на автобанах 130 км. в час. Самый лучший вариант держаться за местными, они знают как ехать. Скорость контролируется камерами и патрулями полиции, водители встречки мигают фарами, предупреждая о полицейском с прибором впереди. Пристегиваться обязательно.
С алкоголем строго, езда даже с минимальными содержанием спирта в крови наказуема (UPD 20.06 более опытные в Хорватских дорогах люди подсказывают, что пару лет назад смягчили запрет и допустимая норма 0.5 промилле). Следует помнить об этом при посещении торгашей на дорогах (обычно кучкуются у туристических мест) и каждый норовит налить рюмку граппы (местный самогон) для пробы.
В Хорватии бесплатный wi-fi в туристических зонах, частенько остановившись в центре города можно проверить почту или заглянуть на google maps.
Платные дороги встречаются, через всю страну идет несколько скоростных автобанов, передвижение по ним платное (дорожный сайт map.hak.hr). При въезде нажимаешь кнопочку, берешь талончик и на выезде платишь. Тарифы вполне демократичные, 10 км автобана около 3 кун. Есть некоторые платные объекты, например мост с материка на остров Крк (30 кун) или туннель Учка (28 кун) в один конец.
В городах и туристических зонах парковка платная. Бывает разметка вдоль тротуара со стоящим неподалеку синим автоматом (принимает только монеты), в среднем первый час 5 кун, второй дешевле 2-4 куны, часто стоянка лимитирована несколькими часами. С виду местные не парятся и платят за парковку редко, видимо знают алгоритм проверки. Временами встречается парковка в виде зоны со шлагбаумом, на въезде берешь талончик и перед выездом платишь (в среднем 4-6 кун в час, автомат или касса с сотрудником), после оплаты есть 10 мин чтобы уехать, открыв шлагбаум путем считывания штрих кода на оплаченном талоне.
Лучше друзья авто-путешественника – это супермаркеты, там можно закупаться фруктами-овощами, водой, печеньем и прочими полезными продуктами, т.к. не всегда удается поесть строго по графику в хороших местах. В Хорватии почти все апартаменты имеют холодильник и небольшую кухню, есть возможность приготовить простые блюда. Самые лучшие супермаркеты (имхо): Mercator, Кaufland, Konzum, причем именно в таком порядке.
По правилам в Хорватии во время движения должны быть включены фары, даже днем. В реале чуть ли не половина встречных машин ехала без фар, видимо это правило строго соблюдают по большей части туристы. На серпантинах и лесистых дорогах фары здорово помогают подметить встречную машину.
На побережья много кемпингов и, соответственно, на дорогах частенько приходиться обгонять белые кемпинг машинки всех форм и размеров. По удалению от побережья становится заметно какое-то запустение, много брошенных домов, недостроенных и развалившихся хозяйств.
На побережье полно мест, предназначенных для сторонников нудизма. Говорят, что Хорватия чуть ли не родина этого явления и отсюда оно распространилось на весь мир (неужели так и есть?). Отправляясь на пляжи (особенно в Истрии), читайте знаки, кодовое слова Naturist на табличках обеспечит вам компанию в виде пожилых любителей солнечных ванн в костюмах Адами и Евы. Пляж, где собираются исключительно сторонницы натуризма и по совместительству молодые супер модели и чир-лидерши футбольных команд, обнаружить не удалось.
Спасибо за интересную статью! 🙂